Категории раздела


Полезные ссылки


Краеведческие музеи Тюменской области
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15




Сб, 2024-05-04, 01:55:40
Приветствую Вас Гость | RSS
  
Виртуальный школьный музей "СЛЕД"
МАОУ Суерская средняя общеобразовательная школа
Упоровского района Тюменской области     

Проект "Это надо живым"

Главная | Регистрация | Вход
История школы


      

История МАОУ Суерская средняя общеобразовательная школа

Учителя в солдатских шинелях

Воспоминания о школе Филатовой Веры, выпускницы 1965 года

“Это было недавно, это было давно...”

 

       В Суерскую  школу я переехала из города осенью 1959 года, в шестом классе. После демобилизации отца, Филатова Афанасия Никаноровича, из армии семья переехала сюда к нашей бабушке Могутовой Парасковье Федоровне и сестре  мамы Белоноговой  Юлии Васильевне. Отец продолжал работать врачом  в Суерской больнице, где начинал  свою трудовую деятельность  в 1939 году и откуда уходил на фронт. Моя мать, Могутова Любовь Васильевна (позднее Филатова), работала в Суерской  школе еще до войны, в военные годы  и несколько лет после войны учителем русского зыка и литературы, учились у нее и дети из блокадного Ленинграда.

     В Суерской  школе у меня сразу  возникла проблема: больше года я учила английский язык, а в Суерке преподавали только немецкий. Поэтому я благодарна молодой учительнице Сорокиной Тамаре Сергеевне, которая дополнительно занималась со мной после уроков и за одну четверть я успешно догнала класс, хотя первое время Тамара Сергеевна из принципа не ставила мне пятерки по немецкому языку. Через год  я обучалась уже у Марии Петровны Гольцман и свою педагогическую практику на четвертом курсе проходила у нее. Помню Марию Петровну,  спокойную, сдержанную, организованную, с красивыми чертами благородного лица, держащуюся с каким-то особенным достоинством и статью. Она дала мне “путевку” в жизнь, сказав: “Из Вас получится хороший учитель”. С этой профессией я не расстаюсь до сих пор. Три года после окончания  Пермского госуниверситета я работала в школе, а остальные годы вузовским преподавателем немецкого языка. С дочерью Марии Петровны, Верой Михайловной Гольцман, которая много лет преподавала в школах Свердловска  русский язык и литературу после окончания  Уральского госуниверситета, нас до сих пор связывает искренняя дружба. Помню, как мы, с горящими глазами, слушали  рассказы Марии Петровны о жизни  в АССР немцев Поволжья до войны, до жестокой депортации. О том, как в каждой немецкой семье играли на музыкальных инструментах, свадьбы праздновали  всей деревней, никто не пьянствовал, а по праздникам знали меру. До конца жизни она с ностальгией вспоминала свою родину, и мы с Верой мечтали там жить и работать. Мне выпала честь бороться за восстановление немецкой автономии на Волге, будучи выбранной делегатом I съезда российских немцев в Москве  в марте  1991 года от города Омска. Увы, нашим надеждам не дано было сбыться.

        Мы с Верой  обе закончили школу с серебряной медалью в 1965 году. Наш класс, 7 мальчиков и 11 девочек, был сильным, все сдали экзамены хорошо. Мы были  особенным выпуском. Именно нашему году рождения вдруг решили продлить обучение до 11 лет. Никто не понимал, зачем и почему. Теперь я представляю, как тяжело давался этот год нашим учителям.  Ведь не было ни новых  программ, ни новых учебников. И мы повторяли старый, пройденный  материал, а учителя должны были в те года чем-то  новеньким, творческим “подслащивать” нам эту пилюлю. Нам предстояло еще пережить и другое. В стране ввели “сухой закон”, и отпраздновать наш выпускной вечер в школе можно было только с чаем, а мы, конечно, хотели как все - с шампанским! Главное, обидно было за родителей. Новый директор, Шабашев Н.Н., не обучал наш класс, с ним у нас сложились натянутые отношения, мы чувствовали себя “пасынками”. Хотя мы были очень активны в школьной жизни, два года самые старшие (имели право на класс с балконом) и учились хорошо. В итоге мы провели свой праздник во дворе моего родительского дома, и наши учителя были с нами. Накрыли столы вдоль поленниц дров, Михаил Борисович Щекин, учитель физики, провёл музыку и освещение во двор, а танцевали в доме, в большой комнате. Вот уж таким “выпускным балом” больше никакое поколение похвастаться не сможет. Теперь мы, конечно, понимаем, директор школы просто не мог поступить иначе, ведь у него были циркуляры свыше. Но эта “ложка дёгтя” не перечеркнула “бочку мёда”, т.е. нашу любовь к школе, ведь с ней была связана наша юность. А еще - нам  торжественно вручали в клубе паспорта, первый раз на селе. Ведь до этого детям колхозников паспорта не давали (чтоб не уехали в город).

     Встречаясь с одноклассниками, мы вспоминаем учителей  и школьную жизнь.  На протяжении нескольких лет нас обучали супруги Манохины, Леонид Алексеевич - по математике и Нина Владимировна - по биологии.  По истории и обществознанию нас учил Щёголев Анатолий Дмитриевич, который по долгу директорской службы творил иногда “дознание”, вызывая в свой кабинет по одному, насчет того, кто был “зачинщиком” похода в церковь  на пасхальную службу или ухода с картофельного поля (в знак протеста и от голода) после долгого напрасного ожидания  машин для погрузки. Уроки он проводил интересно, а главным “политинформатором” в классе был  Володя Колунин (позднее ставший директором крупного животноводческого комплекса на севере Тюменской области и почетным гражданином России). Уроки химии у Бабановой Валентины Гавриловны тоже были увлекательными, с опытами, огнём, изменением цвета в пробирках и т.п. Предмет трудный, но интересный, мы с удовольствием ходили на её уроки. Михаил Борисович Щекин был нашим любимцем в ответ на его любовь к нам. Он много и охотно рассказывал из опыта своей жизни и работы, его образные сравнения были яркие, на знакомых примерах. Никогда не забуду, как он, объясняя явление молнии, задал классу вопрос: “Представьте, идут по полю двое: Манохин Леонид Алексеевич и Кудрицкая Мария Георгиевна. В кого  молния ударит?” Мы  весело кричали: “В Леонида Алексеевича!” (Он был в два раза  выше Марии Георгиевны). Однажды  Михаил Борисович принес в  класс проспект-приглашение Московского государственного университета им. Ломоносова. Мы только ухмылялись “Сейчас, все пойдем в МГУ поступать, только и ждут нас там!” А Юра Звягин тогда сказал: “Я буду поступать в МГУ!”. Ну-ну, не поверили мы… Юра был особенным явлением в нашем классе. Он имел страсть писать. Писал в газеты — школьную, районную, писал книги. Писал сочинения на двух тетрадях. Мария Георгиевна Кудрицкая, наш любимый учитель русского языка и литературы, частенько ставила ему за содержание “5” , за пунктуацию “1” . “Опять “красная поляна” у Юры в тетрадях, ”говорила она. Ещё бы, в таком объёме текста разве важны знаки препинания? - Важны мысли!

       Несмотря  на страшный удар судьбы (Юра, сестра Наташа и брат Алёша потеряли родителей, когда Юра учился в 10 классе), наш Юра поступил-таки в МГУ им. Ломоносова на факультет журналистики! Родственники забрали тогда осиротевших детей,  и мы ничего не слышали больше о них. Но бывают же иногда чудеса  в жизни! На третьем курсе я поехала из Перми в Москву  на каникулы. Захожу в вагон метро и не верю своим глазам: “Юра, ты?! - Вера, ты?!” Это была незабываемая встреча. Юра изменил свой маршрут и показал мне МГУ. Он научил меня, как пройти по моему синенькому студенческому билету (у них были красные), и быстро уладил проблему с моими авоськами (которые не хотели принимать в гардероб). Мы вкусно пообедали в студенческой столовой, которая со своими белыми накрахмаленными скатертями и с иностранной молодежью больше походила на ресторан, посмотрели репетицию вьетнамских студентов в актовом зале. Всё было так интересно, замечательно! Что меня поразило — нашего Юру Звягина знали, казалось, все в МГУ. То и дело слышалось: “Юра, привет!”, “Юра, возьми заметку!” Он был в редакции университетской газеты. А в МГУ жизнь кипучая, студенты умные, им палец в рот не клади. Юра и позднее, будучи корреспондентом  газеты “Известия” и других изданий, боролся за справедливость, принципиально отстаивал свои идеалы. С той встречи наша дружба оживилась. Мы переписывались, он умел радовать меня совершенно оригинальными, юморными письмами. В следующие приезды в Москву я познакомилась с его милой женой Ириной, а потом и с его талантливыми детьми. К сожалению, Юры больше нет с нами.

         Вернусь к Марии Георгиевне. Она заслужила нашу единодушную любовь своими интереснейшими уроками литературы. Она, страстно влюблённая в свой предмет, заражала нас восхищением и поклонением  русской классике. Знакомя нас с нею, она, казалось, забывала весь мир и грешную землю и парила в небесах. Мы научились понимать красоту поэтического слога, переживали за человеческие судьбы любимых поэтов и писателей. Моим любимым поэтом в школьные годы был Михаил Юрьевич Лермонтов. Его “Мцыри” я знала наизусть. Меня потрясла его несчастливая судьба, романтизм, одиночество, гордость, смелость. Я очень сожалела о его ранней гибели. Мы много учили наизусть из произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя (в прозе тоже) и других блестящих авторов. Мария Георгиевна вызывала нас по очереди читать вслух перед классом, сидя за учительским столом. Сама уходила за последние парты и слушала вместе с учениками. Я радовалась, когда мне выпадало читать что-нибудь из Паустовского или других прекрасных писателей. Мария Георгиевна  знакомила нас не только с классиками, но и с современными авторами, фронтовыми поэтами. Мы часто писали сочинения, а ведь это так важно для развития  умений размышлять, выражать свои мысли, грамотно писать. Сколько учеников Марии Георгиевны сохранили любовь к литературе, к книгам в своей дальнейшей жизни! Я знаю, что многие пишут стихи, в том числе мой брат, Филатов Василий Афанасьевич, который издал один сборник и готовит второй. Владимир Филиппович Гольцман стал известным в Суерке поэтом со своими,  пронизанными патриотизмом и философией жизни, стихами. У него тоже вышел сборник. Наша бывшая соученица Зина Поспелова пишет стихи и рисует, все годы поддерживает связь с Марией Георгиевной. Фрида Гольцман, которая училась вместе с моим старшим братом, пишет, по оценке Марии Георгиевны, прекрасные стихи и в Нижневартовске выходит в свет её книга. А наш Юра Звягин? - безусловно, огромная роль в его писательском увлечении принадлежит Марии Георгиевне. Моя подруга Вера Гольцман  связала свою судьбу с русской литературой и трепетно любит её до сих пор, хотя проживает в Германии уже много лет. В первую очередь, как самую большую ценность она забрала туда любимые книги из России. И таких примеров много.

      Наверняка в каждом выпуске есть «заряженные» от Марии Георгиевны любовью к русскому языку и литературе. Мой брат Володя, старше меня на 7 лет, тоже у нее учился. 14 лет отдано Суерской школе! Неравнодушная сама, Мария Георгиевна своим примером учила не быть равнодушными нас. Пока она жила в Суерке, с радостью принимала бывших учеников в своем доме, где мы находили неподдельный интерес к своей судьбе и уважение к личности. Учитель с большой буквы, интереснейший человек, поражающий своими знаниями, начитанностью, великолепной памятью, силой воли, оптимизмом, Мария Георгиевна Кудрицкая вызывает в наших сердцах самые теплые воспоминания.

       Не могу не сказать о Шапошникове Афанасии Демьяновиче, учителе-фронтовике. Он учил нас географии, был классным руководителем и делил  с нами все успехи и неудачи. Он не отвернулся от нас, когда его выпускники проигнорировали «сухой закон». Многие годы, кажется, всегда — он работал в Суерской школе, его знали практически все на селе. Моя бабушка называла его «добрый человек Афанасий Демьянович».

         Конечно, были еще и другие люди, с которыми связаны наши школьные годы. Например, наш учитель пения Яковлев Анатолий Кузьмич. С ним мы проводили агитконцерты в деревнях Губиной, Ст. Шадриной, ездили на бригады (на поля) к механизаторам в уборочную страду. Он хотел, чтоб я непременно рассказывала театральным голосом «Муху-Цокотуху» К. Чуковского (у нас в доме была такая грампластинка и я научилась передавать интонации актеров). Сочинение для детей принималось взрослыми «на ура». Анатолий Кузьмич обладал очень красивым голосом, хорошо играл на баяне, с ним всегда было нам весело и радостно. Как волшебная картинка осталась в памяти дорога в темноте, после концерта в Ст. Шадриной, через сосновый бор. Мы стояли в открытом кузове и пели песни, а вокруг, освещенные золотым светом фар, как аллея, с двух сторон, тихо и величественно застыли огромные сказочно-красивые деревья.

     Валентина Романовна Смирнова (Кораблева) тоже была нашей верной помощницей и художественным руководителем при подготовке концертов. С ней мы разучивали танцы. Сами, по книжке, а она разбирала музыку к танцам и терпеливо репетировала с нами. Мы сами готовили свои костюмы (из того, что было дома). Тема интернационализма всегда была в почете. Мы исполняли русские, украинские, белорусские танцы, а также разучили румынский, венгерский танец, итальянскую «Тарантеллу», я лично исполняла соло - таджикский «Танец с кувшином» и даже … индийский танец! Жаль, наши мальчики не участвовали в танцах, и приходилось некоторым девочкам переодеваться под партнеров. С Валентиной Романовной мы пели много концертных песен, задорных, советских: «Выходил на поля молодой агроном...». В наше время телевизоров еще не было в деревне, мы бегали в кино и каждый вечер собирались в клубе, готовили новые концерты или ходили по улицам и пели песни (но не громко!).

      Кроме того, «в нашей буче, боевой, кипучей», было много дел. Помнится, как мы проходили практику в 9 классе при Буньковской РТС. 2 недели в феврале мерзли в рабочем общежитии и «удобства» были на улице. Руководил практикой Мезенцев Евгений Сергеевич, он же преподавал нам механизацию, т. к. школа была с производственным обучением по специальности животновода-механизатора. Или как жили летом на бригаде, проходили летнюю практику, пропалывали поля от сорняков, кашеварили сами и воевали с полчищами комаров, которые пили нашу молодую кровь (рядом было озеро). Мы и там ставили концерты. Или как ездили на дроворуб в лес. Однажды, в 7 классе, девочки пилили срубленные березы пилой «Дружба», как говаривал Леонид Алексеевич Манохин, т.е. дергали дружно пилу (а то пилить не будет), а мальчики тут же рядом рубили эти чурки на дрова. Саша Бульгин, мой сосед по парте, размахнулся топором, полено сорвалось, и мне по голове! К счастью, прошло «скользом», и я особенно не пострадала. Но помню, как все испугались, больше всех Манохин Л.А., он просто побелел в лице, ведь он отвечал за каждого из нас.

        А еще помню голландские печки в классах, к которым мы жались на переменах, чтобы погреться, неровные полы, неуклюжие парты. Но зато на больших переменах звучала музыка, и мы танцевали в фойе на втором этаже, вернее девочки танцевали, а мальчики стояли вдоль стен и смотрели. Наши мальчики были очень стеснительные и от девочек старались держаться подальше. Вот такие мы были, вот так мы жили. Нынешние ученики живут в других, более комфортных условиях. Но ведь главное не это, главное — школьная дружба. Хоть тогда, хоть сейчас! Еще я думаю, школьная дружба — это не только дружба среди одноклассников. Тут могут быть и ребята постарше или помладше, из параллельных классов или просто соседские дети, подходящие по возрасту. Традиционно в Суерке были группы друзей с «верхнего края», с «нижнего края», а мы были в центре, нам повезло жить рядом со школой. В мою «кучку» друзей входили Эля Шрамм, Таня Чуркина, Эмма Квинт, Саша Суворов, Толя Переладов, Толя Могутов, Валера Ярцев. Иногда к нам прибегали поиграть Коля Лебедев, Валера Кораблев, Валера Кормин, Галя Лиханова. Я благодарно моим друзьям детства за светлые воспоминания, нам было хорошо вместе. Жаль, нет с нами больше Коли Лебедева, Саши Суворова, Валеры Кормина.

       Обо всех-всех своих одноклассниках я не могу рассказать, о некоторых я и не знаю ни чего. Но с теми, с кем сидела за одной партой: с Надей Могутовой, Валей Белосвет, Зиной Приваловой — связь поддерживаем. На сорокалетие нашего выпуска нас собралось мало — 10 человек. Нет уже с нами Эли Шрамм, Володи Дубровина, далеко живет Вера Гольцман, из учителей была только Мария Георгиевна Кудрицкая. Спасибо дружной семье Назаровых, Мише и нашей Капочке (бывшей Часовщиковой), которые нас гостеприимно встречают в своем доме. На эту встречу я написала стихотворение, которое, думаю, созвучно многим поколениям выпускников Суерской школы. Я посвятила его своим одноклассникам:

 

1. Эх, Суерочка, Суерка,

До чего ж ты хороша!

Где б ни были мы, а всё же

К тебе тянется душа!

 

2. С тобой юность пролетела,

Годы школьные прошли.

Разбежались, разлетелись,

Свои семьи завели…

 

3. Никогда мы не забудем

Старой школы и ребят,

Спортплощадку над обрывом,

Класс с балконом, окна в сад…

 

4. Сочиненья, уравненья,

Агитконцерты, дроворуб,

Стенгазеты и бригады,

Вечером, конечно, клуб!

 

5. Жизнь кипела в нашей школе,

Ожидала нас страна.

К взрослой жизни нас готовили

Наши учителя.

 

6. Были радости, волненья,

Огорченья иногда.

Всё равно – отлично жили

При родителях тогда!

 

7. В последнем классе нас заставили

Два года просидеть.

«Сухой закон» мы преступили –

Лучше в ограде песни петь!

 

8. 40 лет уж миновало

С тех счастливых, юных дней.

Снова вместе мы собрались –

Памяти верны своей.

 

9. Не все мы встретились сегодня.

Иных уж нет, а те – далече…

Пусть этот день нам сердце будит,

Готовит к предстоящей встрече!

       Это стихотворение я зачитала на 90-летнем юбилее нашей родной школы 22 ноября 2013 года. Спасибо коллективу учителей и учеников за красивый праздник, за приглашение! Жаль, что старых выпускников было мало. Всего два года осталось до 50-летия окончания школы нашим классом. Быть может, нас соберется больше. Узнаем ли друг друга? Но вместе воспоминаний будет намного больше, это точно!

 

Певцова Вера Афанасьевна,

доцент каф. ин. яз. Омского  государственного института

сервиса.

 


Copyright MyCorp © 2024